Мнения 8 сент. 2021 г.

Женщина в бизнесе: гендерное неравенство – вопрос восприятия

Рейтинг статьи:6
Женщина в бизнесе: гендерное неравенство – вопрос восприятия

Из собственного примера могу однозначно утверждать, что для меня чаще проблемой выступал не «мой пол», а возраст. 

Я – эксперт по коммуникациям и в основном консультирую очень серьёзных ребят (как правило, мужчин) – владельцев бизнеса и политиков: какую линию поведения нужно выстраивать «на людях» и внутри компании, что и как нужно «выдавать» в информационное поле, как говорить, как сидеть, что одевать за правилами этикета на государственных приемах и при встречах иностранных делегаций. Так вот, в моем случае человек, который по понятным причинам оказывался в, «мягко говоря», некомфортных для него условиях, как правило, выдавал следующее: «Да что ты знаешь, я тут жизнь прожил, бизнес построил и вообще…». Каждый раз я считывала надпись на лбу у своего клиента большими красными буквами: «Не хватало, чтобы меня учила «пигалица» какая-то». 

К чему эта прелюдия? Восприятие… Я думаю, что тему гендерного неравенства необходимо рассматривать именно сквозь призму восприятия.  

Перейдя в украинские реалии, давайте объективно определим, кто они – «родные успешные бизнесмены»? Основной процент бизнесменов в нашей стране – это выходцы из 90-х. Рыночная экономика в постсоветских странах (назовем это так) формировалась достаточно уникальным способом. Так уж вышло, что в те лихие 90-е мужчинам вправду было легче что-то создать: отжать, рейдернуть, «договориться» и т.д.

Бизнес – это симбиоз, а симбиоз удобнее выстраивать с представителями своей стаи: «мы с тобой одной крови». 
Одна из самых простых версий, которая на поверхности: мужчины не умеют договариваться с нами, женщинами. Они привыкли воевать, махать саблей, давить на переговорах, отжимать нужные им условия и т.п. 

Я веду к тому, что понятие «женщина в бизнесе» существует не так давно и что для бизнесменов 45–50+ – это все еще феномен. Это не плохо и не хорошо – просто факт. 

Небольшой экскурс в историю.

Женщины получили право на образование в ХІХ веке, акцентирую внимание, два века назад. До середины ХХ века женщины имели право голосовать локально и, как правило, сталкивались с дополнительными ограничениями: например, принимать участи в голосовании могли женщины только после 30 лет.

Однако мир очень быстро меняется. Самое сложное – сделать первый «прорыв», дальше – это усовершенствования. И они происходят гораздо быстрее и интенсивнее.

Если мы посмотрим на бизнесменов нового поколения 30+, то увидим, что, согласно статистике, владельцы-женщины составляют 38–40%, то есть почти половину. 

Несколько лет назад наша компания помогала в организации проекта «100 крафтовых брендов Украины». Так вот, компании, которые возглавляют женщины, составили 60 %. Статистика не оспорима!

Я говорю о компаниях, которые из года в год увеличивают свою прибыль на 25–30%, вышли на международные рынки. Так вот, как правило, наиболее успешные компании с быстрым ростом – это те,  которые были созданы в партнерстве мужчины и женщины. И я не о семейных фирмах, где он – СЕО, а жена – бухгалтер. Сомневаетесь? Несколько примеров: Maistrenko Ceramics; Terrasoft – всемирно известная ІТ-компания, которая начинала свой путь в Киеве;
Новая почта и т.д.

На BrandStory  регулярно публикуются истории успешных компаний – как украинских, так и международных. И могу назвать сотни прибыльных  бизнесов, которыми управляют женщины. Например, бренды косметики и украшений: Vesna, основали мама и дочь – Инна и Виктория Зализнюк; уже международный бренд Vigor, созданный Ольгой Вайгорс; узнаваемый в Европе бренд Irene Bukur от Ирины Букур; первый украинский ювелирный бренд ZARINA, который основала в тех же 90-х и вывела на совершенно новый уровень Наталья Нетовкина. А также бренды одежды, востребованные в мире: Mbocharova; Vovk и т.д.

Вы скажете, что это все «женское дело». Да ладно: в свое время это была только мужская привилегия, а известной и востребованной могла стать только компания, которую создал мужчина. Вспомним, например, бренд одежды «Воронин». Есть еще одно наблюдение, основанное тоже исключительно на фактах: какие компании, по-вашему, можно считать действительно успешными?
Есть профессии, в которых женщина на 100% справится с задачей лучше мужчины, где нужны ее коммуникационные навыки. И в наше время это значит, что любое дело – это реальный бизнес для женщин.

Связанные теги:

Читайте также: