Кейсы 24 апр. 2018 г.

Николай Толмачев: Слово «кризис» для меня ничего не значит, в любой проблеме я ищу ресурс для развития

Рейтинг статьи:1
Николай Толмачев: Слово «кризис» для меня ничего не значит, в любой проблеме я ищу ресурс для развития

– Николай Григорьевич, Вы создали одну из самих успешных строительных компаний в Украине. 25 лет в условиях нашей экономики – это очень серьезно. В чем секрет?

– Думаю, это сочетание бренда и хорошей репутации. Ответственность – ключевой фактор. Как говорил Антонов (правда о самолетах), создатель отвечает за свое творение, пока оно живет. Строительная компания должна быть долгоживущей, и если она отвечает за свои проекты, то заслуживает доверия.

– Как вы попали в строительный бизнес, если по образованию авиаконструктор?

– Когда я заканчивал аспирантуру, Харьковский авиационный институт (ХАИ) отчаянно нуждался в новых лабораториях. Для нового корпуса выделили участок, но денег на строительство не было. Руководство института решило построить пятиэтажное здание собственными силами, а руководить штабом стройки поставили меня, тогда аспиранта. Какой-никакой опыт строительства у меня уже был – работая в студенческих стройотрядах, я овладел двадцатью строительными специальностями. Но единственным ресурсом, который предоставил институт, были студенты. Тогда я научился созидать без денег – строили силами студентов, а стройматериалы добывали по бартеру за студентов.

– Но при этом Вы планировали строить самолеты, а не дома. Красный диплом, аспирантура… мечта о небе, в конце концов...

– Да, авиастроение – моя мечта. Но время диктовало свои условия. В 1989 году мы с единомышленниками из ХАИ создали научно-производственный центр «Синтал» – предлагали предприятиям оборонного комплекса собственные разработки, которые, стоит отметить, пользовались большой популярностью.

Однако развал СССР и гиперинфляция отложили научные разработки до лучших времен, а мне пришлось сделать выбор между зарплатой научного сотрудника и бизнес-перспективами.

Тогда и была создана компания «ТММ». Основным занятием фирмы стали торговые операции с металлом и энергетическим оборудованием.

– «ТММ» – компания замкнутого цикла, но не проще ли все-таки работать с партнерами?

– Такой поход оправдывает себя. Именно этой системой ведения бизнеса прославился знаменитый американский промышленник Генри Форд. Сегодня наша компания для собственных нужд производит бетон и металлоконструкции, вентиляционные системы и системы кондиционирования, металлопластиковые окна и строительные смеси. В структуре компании есть собственные проектные подразделения, автопарк стройтехники, жилищно-эксплуатационное управление. Вертикальная интеграция – нетипична для строительной сферы, но позволяет гарантировать качество готового продукта.

– Вы бизнесмен-ученый, написали диссертацию, занимаетесь авиаконструированием. У вас очень разнообразные интересы. Вы пытаетесь их реализовать в бизнесе?

– Мне интересны многие направления, и я вижу в них перспективу, но я не могу себя клонировать. Любая деятельность требует грамотного руководства и самоотдачи, а найти хорошего, мотивированного топ-менеджера очень непросто. Хотя я всячески стараюсь строить партнерские, уважительные отношения со всеми сотрудниками, даже уборщица – мой партнер, ее работа тоже влияет на общий результат. Одно время я пробовал делать топ-менеджеров акционерами, чтобы больше мотивировать, но опыт не удался.

– Говорят, в том числе из-за топ-менеджеров не сложился ваш аграрный бизнес, который поначалу был достаточно успешен?

– Да, я мало принимал участия в этом направлении – управление холдингом Sintal Agriculture практически полностью доверил гендиректору. Как вы знаете, это привело к банкротству. Конечно, сыграли роль и объективные факторы – длительная засуха, неблагоприятная конъюнктура, проблемы в банковской сфере.

– Жалеете о том, что связались с сельским хозяйством?

– Нет. Слово «кризис» для меня вообще ничего не значит. В любой проблеме я ищу ресурс для развития. Для меня приоритет – работа на перспективу. Глобальное мышление отсеивает многие текущие вопросы и проблемы, если они, конечно, не влияют на процесс достижения поставленной цели.

– 25-летие компании отпраздновали. Какие планы на ближайшие 25 лет? Планируете меняться?

–Конечно. Нужно двигаться с рынком и впереди рынка. Мы должны как минимум снова выйти на прежний уровень, только уже с новыми качествами.

– Как в Украине построить бизнес? Советы от Николая Толмачева

– Во всем видеть ресурс – он есть всегда, нужно его только найти. Мыслить глобально, работая на перспективу. Жить широкими мазками.

Источник: brandstory.com.ua

Связанные теги: