Иван Верстюк, журналист НВ для biz.nv.ua
Изголодавшийся по инвестициям украинский технологический сектор зашел в тупик безденежья - где выход?
Отсутствие инвестиционного ресурса бьет по всем отраслям украинской экономики, но для технологического сектора это особо болезненный вопрос. Представим ситуацию. Вы - айтишник, и у вас в голове есть идея абсолютно прорывной технологии распознавания лиц. Вы уже видите, как продаете готовый продукт полиции и всевозможным агентствам безопасности для их систем видеонаблюдения. Но вам нужны деньги, чтобы разработать готовый продукт и начать его продавать. Вы, скажем, идете в ближайшее отделение Ощадбанка и говорите: вот, мне нужен $1 млн. на операционные расходы на пять лет. На вас в лучшем случае посмотрят как на чудака. И тогда у вас остается единственная опция: написать несколько имейлов в венчурные фонды Силиконовой долины и попросить денег там. Но тогда уже придется заняться своим продуктом под жарким солнцем Калифорнии и отдавать дань родине в виде семейного селфи в фейсбуке с украинским флагом 24 августа. Давайте посмотрим на факты. В начале прошлого года американский интернет-гигант Amazon купил украинским стартап Ring за $1 млрд. Ring занимается разработкой и продажей смарт-звонков для всех видов дверей и входов в помещения. Таких денег в Украине не сыскать днем с огнем. Подобных примеров множество. Украинские венчурные фонды небольшие. И даже фонд Horizon Capital, который крупнее остальных и достаточно активен на локальном технологическом рынке, не заправляет миллиардными суммами. В результате инвестиционного дефицита множество украинских стартапов становятся игроками лишь одной технологии, одного продукта. Они не могут превратиться в крупную технологическую компанию, ведь для этого нужны десятки миллионов долларов. В итоге, мы можем так никогда и не дождаться появления украинского Microsoft или SAP. В декабре прошлого года я встречался с Таизо Саном, крупным японским технологическим капиталистом, чей брат заправляет крупнейшим в мире венчурным фондом Vision Fund. Рассказывая о своей логике инвестирования, Сан подчеркнул, что немного устал от айти-проектов, которые делают продукты для развлечения. Скажем, очередной софт, который приделывает заячьи уши к вашему селфи его мало интересует. Японца интересуют хардовые решения - беспилотники или, например, энергоэффективность.
Но разработка хардовых решений требует еще больших денег, чем софтверные разработки. Этих денег в Украине нет.
Крупному украинскому инвестору - будь то Сергей Тигипко или чета Герег - пока что мало интересны разработки украинских айтишников. Мы не видим, чтобы они вкладывали существенные деньги в украинские IT-технологии. А заморским гигантам, вроде Google или Apple, легче выкупить готовую технологию у украинских разработчиков, чем помогать им строить полноценный бизнес в своей стране. Тот же Google купил украинсую технологию обработки видео Viewdle за $30 млн еще в 2012 году. И после этого не стал развивать компанию Viewdle - в 2014 году он просто ее закрыл. Но ситуация не безнадежная. Ключевая проблема в привлечении денег для украинского технологического ресурса порой сводится не к отсутствию денежного ресурса, а к неумению оценить потенциал той или иной технологии на ранней стадии ее разработки. Эта проблема решаема: если украинское финансовое учреждение начнет вкладывать в подготовку аналитиков технологического сектора, отсылать их для подготовки в центры мировой венчурной индустрии - ситуация может исправиться. Что касается самих украинских айтишников, то им стоит внимательнее присмотреться к "наследию царского режима". А именно - ко всем тем госпредприятиям, которые находятся на балансе Министерства экономики. У Украины неплохая производственная база для космических разработок и разработок вооружения. Если к этой базе добавить креативные умы лучших представителей украинской технологической школы - может получиться весьма удачный микс. Если бы существовал аналог Международного валютного фонда для спасения перспективных, но безденежных технологических рынков - украинскому айти-сектору стоило бы туда обратиться. Но такого аналога пока, к сожалению, не существует. А потому следует внима-тельнее присмотреться к тем возможностям, которые в Украине есть. Кроме того, необходимо думать про перспективу. Быть стартапом одного продукта - это заведомо не очень выиграшная бизнес-стратегия. Плох тот айтишник - фаундер или криейтор - который не мечтает создать собственный технологический холдинг, в котором было бы не-сколько компаний, обогащающих друг друга идеями, разработками и экспертизой. Источник: biz.nv.ua #
Хочешь стать автор BrandStory ? — Предложи колонку
Присылайте текст/мнение на brandstory.n@gmail.com. Не забудьте прислать фото автора, указать имя, фамилию и статус, который вы считаете важным указать при подписании автора колонки. В теме письма укажите: мнение: «автор _ название статьи». Если ваш текст окажется интересным и полезным – мы его опубликуем! Ждем ваших экспертных мнений и кейсов! #