International companies Mar 28, 2019

Вам шашечки или ехать? Uber: Как удачный стартап вырос в живую легенду IT-индустрии

Рейтинг статті:0
Вам шашечки или ехать? Uber: Как удачный стартап вырос в живую легенду IT-индустрии
Фото: great.focus.ua
Автор идеи. Гаррет Кэмп, которого Uber вывел в топ-10 богатейших людей Канады. В первой версии его идеи службы онлайн-заказа авто фигурировали только лимузины.

Около года понадобилось молодым IT-миллионерам, чтобы запустить мобильное приложение. В стартап они вложили свои $200 000. Поначалу Uber предназначался для найма автомобилей только представительского класса: приложение давало возможность оперативно и экономно воспользоваться лимузином тем, кто не мог себе позволить иметь дорогую машину с персональным водителем. «Цель заключалась в том, чтобы пользователи чувствовали себя «богачами» всякий раз, когда вызывали автомобиль» — так позиционировал Uber его первый генеральный директор Райан Грейвз. Стартовал сервис в Сан-Франциско, затем лимузины были законтрактованы в Нью-Йорке, Сиэтле, Бостоне, Чикаго и Вашингтоне, а в 2011-м — в первом заграничном городе. Конечно, это был Париж. Пользователи сервиса были довольны, однако у инвесторов стартап интереса не вызвал. «Нам нужен другой масштаб, — заявил Каланик. — Чем больше людей захотят этим пользоваться, тем больше водителей будет готово предоставить такие услуги. Конкуренция вырастет, стоимость снизится, а время подачи машины уменьшится». Кэмп согласился, и Трэвис возглавил компанию. В 2012-м появился сервис Uber X, позволявший пользователям нанимать недорогие автомобили. Летом 2013-го инвестиционное подразделение Google и американский фонд прямых инвестиций TPG вложили в Uber четверть миллиарда долларов — к тому времени Uber работал уже в 40 городах мира, включая Лондон, Мехико, Сингапур. Интерес Google к Uber был стратегическим: IT-гигант к тому времени уже некоторое время увлечённо занимался проектом гугломобиля, который бы мог перевозить пассажиров без водителя, пользуясь навигацией Google. Но оказалось, что спроектировать автомобиль без водителя проще, чем побороть армию автомобилей с водителями.

Сооснователь Uber Трэвис Каланик, превративший удачный стартап в легенду. Именно он возглавил стартап и сделал Uber тем, чем он стал

ОТ $17 МИЛЛИАРДОВ К $40 МИЛЛИАРДАМ

25 июня 2015 года. Записи в Twitter певицы Кортни Лав, прилетевшей в Париж с концертом: «Франсуа Олланд, где долбаная полиция? Это что, законно — нападать на гостей? Тащи свою задницу в аэропорт. Wtf???». И через короткое время: «Заплатили нескольким парням на мотоциклах, чтобы вытащили нас; нас стала преследовать толпа таксистов, которые забрасывали нас камнями; мы проехали мимо двух полицейских, но они ничего не сделали!». В этот день около 3000 таксистов заблокировали подъезды к французским аэропортам. Протестующие забросали камнями, разгромили и подожгли несколько автомобилей. Тем, на которых из аэропорта пыталась доехать Кортни Лав с командой, порезали шины. Дело в том, что на этих машинах не было «шашечек» — а значит, по мнению таксистов, они работали на Uber.

За 2 года, прошедших с принятия новой маркетинговой политики, сервис появился в 20 странах Европы в двух форматах: UberBLACK — машины представительского класса, и UberPOP — «массовые» перевозчики. И почти немедленно встретил ожесточённое сопротивление: уже в апреле 2014 года появился первый судебный запрет на работу приложения — в Бельгии. Следом с иском в суд обратились представители берлинского объединения таксистов — и сумели добиться временного запрета. В июне 2014-го несколько тысяч лондонских кебов заблокировали центральные улицы города с требованиями запретить деятельность UberPOP. Дескать, сервис, подрывая работу традиционных такси, наносит непоправимый вред облику Лондона, одним из символов которого является чёрный кеб. К протестам лондонских таксистов присоединились их коллеги в Милане, Париже и Берлине.

В октябре 2014-го во Франции был принят специальный закон, запрещающий коммерческую перевозку пассажиров водителям без лицензии — и суд на этом основании запретил работу Uber с 1 января 2015 года. 8 декабря 2014 года сервис запретило правительство Индии после того, как пассажирка такси обвинила таксиста Uber в изнасиловании. В тот же день запрет появился в Голландии, а через несколько дней — в Испании и Таиланде.

Тогда же к возмущённым европейским таксистам присоединились их коллеги на «родине» сервиса — в Сан-Франциско. Работники местных служб такси и активисты профсоюзов заблокировали въезды в терминалы аэропорта. Uber’у припомнили, как годом ранее Сайед Музафар, сотрудничающий с сервисом, по неосторожности сбил нескольких людей на пешеходном переходе, в результате чего погибла 6-летняя девочка. В апреле 2015 года Uber запретило правительство швейцарского кантона Женевы. В мае миланский суд удовлетворил иск итальянских ассоциаций такси и обязал Uber прекратить деятельность по всей Италии. На следующий день после мятежа французских таксистов и ругани в Twitter Кортни Лав президент Франции Франсуа Олланд призвал запретить интернет-сервис: «UberPOP должен быть разогнан и признан незаконным. Все машины, задействованные в нём, должны быть арестованы». Казалось бы, дни сервиса сочтены. Но в декабре 2014-го, когда суды и правительства по всему миру ополчились на стартап, агентство Bloomberg сообщило, что Uber получил «по крайней мере $1 млрд» от инвестиционных фондов T. Rowe Price и Fidelity. А Goldman Sachs заявил, что собирается инвестировать в Uber несколько сотен миллионов долларов своих частных клиентов. К тому же осенью 2015-го Uber получил $1,2 млрд от китайского интернет-гиганта Baidu, а в декабре американские инвесторы вложили в Uber Technologies Inc. более $2 млрд. Полученные средства компания намерена потратить на запуск в 2016 году бизнеса в 350 городах мира.

Протесты таксистов против Uber случаются практически везде, где есть профсоюзы. А требования почти всегда совпадают с ультиматумом французских кебменов (на фото): «Приезжать на заказ позже и брать с клиентов дороже»

$64,6 МИЛЛИАРДА

Инвесторы, в отличие от гоняющихся за сенсациями медиа, смотрят на ситуацию трезво. И видят вот что: к концу 2015 года сотрудничающие с Uber водители перевезли более 1 млрд пассажиров.

Только в Китае Uber ежедневно обслуживает миллион человек. В США в 2014 году почти 90% вызовов такси пришлись на Uber. И статистика говорит, что с точки зрения безопасности сотрудничающие с Uber водители ничем не уступают защищаемым профсоюзами и государством традиционным такси.

«Uber работает только с лицензированными транспортными компаниями и профессиональными водителями, — прокомментировали обвинения в российской пресс-службе компании. — Партнёрами Uber могут стать только водители старше 21 года, имеющие стаж вождения не менее трёх лет. Мы тщательно проверяем документы, в том числе паспорт и права, документы на машину, страховку, разрешение на таксомоторные перевозки, справку об отсутствии судимости и прочее». Сервис делает безопаснее и работу водителей, которые перевозят только зарегистрированных в системе пассажиров и не держат в машине наличных: оплата осуществляется через банковские карты. «Всё, чего хотят эти компании, — заявили в Uber в ответ на претензии германских таксистов, — это сохранить статус-кво, блокировать инновации, лишить людей права выбора и поменьше заботиться о своих клиентах и водителях». И действительно, суть судебных претензий к Uber в Берлине состояла в том, что по правилам проката лимузинов водители должны после каждого рейса возвращать машину в парк. В UberBLACK таких правил нет, что позволяет водителям обслуживать большее количество клиентов и сократить время подачи машины. По мнению французских таксистов, чтобы конкуренция была более добросовестной, машины UberPOP должны приезжать к клиентам не раньше чем через 30 минут после вызова и повысить тарифы.

К похожим выводам пришли участники тематического круглого стола в российской Общественной палате. «Нужно обременить диспетчерскую службу каким-то обременением», — прямо предложил заместитель председателя межрегионального проф­союза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков. «Я не противник новых технологий, но невидимую руку рынка нужно контролировать, — заметил представитель Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко. — Многие компании занимаются на рынке откровенным демпингом. Конечно, потребитель в восторге, но какой эффект это даст в перспективе?

Легендарные «ножки Буша» тоже были дешёвыми, однако мало способствовали развитию российского животноводства». О том, кому выгодна сложившаяся в Европе система транспортного «животноводства», говорит эксперимент, проведённый Uber в Германии. На время судебных разбирательств компания снизила тариф до уровня себестоимости: немецкий закон позволяет в таком случае ездить без лицензии. Так вот, стоимость проезда в расчёте на 1 км сократилась в 4,5 раза (!) — с 1,60 евро до 0,35 евро. «При 300% прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому», — цитата английского публициста XIX века T.  Дж. Даннинга, ставшая популярной благодаря Карлу Марксу, остаётся актуальной и доныне. А вот цитата по теме и самого классика политэкономии: «Буржуазии нужна государственная власть, и она действительно применяет государственную власть, чтобы выколачивать прибавочную стоимость».

UBER НА ЛАТЫНИ ОЗНАЧАЕТ «ПЛОДОРОДНЫЙ»

Впрочем, государственные власти далеко не так влюблены в бунтующих таксистов, как могло показаться по их реакции на протесты против Uber. Во многих случаях дело было в обычном протекционизме. В Индии, запрещающей американский сервис, действует местный, под названием Ola, и его доля на рынке составляет почти 80%. Такая же ситуация в Китае, где такси-сервис Didi Dache перевозит в 6 раз больше пассажиров, чем Uber. Но Китай воспринимает Uber вполне дружелюбно. А вот правительство Южной Кореи планирует запретить Uber — только для того, чтобы запустить аналогичное отечественное приложение. В РФ, несмотря на непреодолимое желание обременить всех каким-нибудь обременением, действуют несколько интернет-сервисов по заказу такси. Вряд ли такой шум был вызван стремлением госорганов защитить «традиционные» отрасли бизнеса от экспансии цифрового «агрессора». Ведь правительства молчали, когда информационные технологии за считаные годы съели индустрию звукозаписи и поставили на край пропасти бумажную прессу. Видимо, всё дело в том, что производители CD-дисков и работники газетных типографий не стали громить офисы провайдеров и забрасывать камнями владельцев айподов. А стоило, наверное, попробовать.

Наконец, самая простая причина борьбы в том, что во всём мире чиновники, столкнувшись с чем-то новым и, тем более, раздражающим, ведут себя одинаково: запрещают. Ведь даже обвинения в уклонении от неуплаты налогов выглядят нелепо: в системе Uber не обращаются наличные, все финансовые операции полностью прозрачны. Но проще принять закон, запрещающий такси без специальной лицензии, чем изменить разработанное в доцифровую эпоху налогообложение услуг по перевозке пассажиров. Однако Uber с капитализацией, превышающей стоимость General Motors, может позволить себе тягаться с целыми государствами. Компания пожаловалась в правительство ЕС на Испанию, Францию и Германию и опротестовала судебные запреты. В итоге Еврокомиссия предложила провести исследование, как UberPOP влияет на рынок такси Европы. И вот уже Бельгия, первой запретившая деятельность Uber, предлагает привести законодательство в соответствие с новыми реалиями. Компании удаётся договориться с правительством Индии и возобновить деятельность там. Германия отменяет временный запрет, а новый французский закон оспорен в суде и не действует. Прямо сейчас вы можете заказать такси по Парижу: 1 евро за заказ, 1 евро за километр и 0,25 евро в минуту. Однако ни податливость государственных органов, ни растущая выручка (как правило, Uber получает около 20% стоимости услуги такси) не сделали бы компанию самым дорогим стартапом в истории. Инвесторы видят в сервисе, который развивает Трэвис Каланик, нечто большее, чем систему поиска такси через смартфон: возможно, впервые цифровая технология так глубоко забралась в материальный мир. «Uber совершенствует методы передвижения по всему миру» — так теперь звучит позиционирование компании. Но похоже, что передвижениями стартап не ограничится.

 

В 2014 году компания запустила сервис курьерской доставки UberRUSH. Весной 2015-го — приложение для поиска попутчиков UberPOOL. А в июне 2015 года Uber организовал в Стамбуле лодочную переправу через пролив Босфор с заказом лодки через приложение UberBOAT.
«Мы можем доставить машину за пять минут. Это означает, что мы можем доставить за пять минут и что-нибудь другое»

«Мы можем доставить машину за пять минут. Это означает, что мы можем доставить за пять минут и что-нибудь другое», — объясняет следующий ход Каланик. И вот Uber запускает сервис по доставке еды UberEATS, действующий в нескольких американских городах и в Барселоне. А с 2015 года Uber Technologies начал тесты самоуправляемых автомобилей в Питтсбурге. Эта статья была опубликована в номере 5 (466) за 05.02.2016 журнала «Фокус» Источник: great.focus.ua 

Пов'язані теги:

Читайте також: