Вадим Бодаев: В США узаконенный лоббизм — ты платишь деньги и получаешь комплекс услуг

Насколько важен лоббизм в крупном бизнесе. И как достичь самых невероятных целей с помощью GR в эксклюзивном интервью c Вадимом Бодаевым для BrandStory.

Вадим Бодаев директор украинского представительства международной инвестиционной компании SIGMABLEYZER, вице-президент компании AgroGeneration, директор Федерации работодателей АПК Украины. Один из ведущих специалистов по GR в Украине с огромным опытом и багажом знаний в политической сфере деятельности. Знает и делится, как же стать настоящим профессионалом сфере GR?

grb6108gor

— Как возникло понятие GR? Чем отличается GR от лоббизма?

— GR – это отстаивание интересов профильной компании. Он может быть только в компании, где есть специальный человек, которые продвигает или отстаивает интересы компании согласно ее политике и стратегическим целям. Это взаимоотношения с представителями государственной власти. Далеко не у всех компаний есть подразделение GR. А лоббизм – это отстаивание интересов организации, но уже только за деньги. На самом деле можно совместить GR и лоббизм, потому как в конечном итоге они связанны. У нас нет пока отдельных  структур, которые занимаются лоббизмом в чистом виде, в отличие от западных стран.

— Для чего в современной компании должно быть такое направление как GR? В какой момент нужно нанимать специалиста?

— Компании которые связанны с большими проектами и сталкиваются в своей работе с государством или чиновниками от решения, которых зависят решения интересующих компанию вопросов. Для крупного бизнеса, особенно западных компании, такой человек просто необходим.

Те негативы, которые существую, и мешают работе компании в целом, как раз этот специалист и должен пытаться устранить системно, путем изменения законодательства.

Например, рассмотрим самый распространённый вариант с зернотрейдерами — возврат НДС, они просто вынуждены коммуницировать с чиновниками, для того что бы получить свои деньги которые они уже заработали в результате законной деятельности. И тогда они начинают лоббировать персонально свои вопросы, но через своего специалиста по GR, либо это внештатный сотрудник, обычно это бывший чиновник с хорошими контактами, либо это делается через ассоциации, которые именно с этой целью и были созданы.

— Возможно, было бы проще договориться с чиновниками «тет а тет»? Не тратить усилия на поиски и обучение хорошего специалиста?

— А кто тогда пойдет договариваться? Как раз этот специалист по GR идет и договаривается.

— Нужно ли специальное обучение?

— Безусловно, необходимы специальные навыки. Обязательно нужно знать, как устроена государственная  машина. Какая специфика работы у депутатов. Хорошо разбираться в законодательной базе. Понимать полную процедуру написания и принятия законов.

Фактически такой специалист должен стать частью государственной машины, не будучи госслужащим.

К таким людям относятся так же и советники, и помощники депутатов. Такая деятельность абсолютно в рамках закона. Депутаты сами законов не пишут, это как раз и делают их советники. Как правило, часть помощников это сотрудники на ставке, часть – представители разных компаний, которые как раз и лоббируют интересы этих самых компаний.

— Каким требованиям должен отвечать специалист по GR? Каков его целостный профиль?

— Профиль достаточно универсален. Я бы не сказал, что нужны навыки супермена. Большим плюсом является, конечно же, опыт работы в госструктуре. Специалист должен обладать свойствами максимальной коммуникабельности. Иметь дар убеждения и настойчивости. Этот человек должен при любых обстоятельствах находить решения и располагать к себе людей разных типов. Скажем так, знание психологии пригодится. Должен разбираться в материалах узкого и широкого профиля. Потому, как если ты не интересен депутату как собеседник, не можешь блеснуть своей эрудицией и знаниями, первые контакты налаживать крайне тяжело, а первое впечатление – самое важное.

— С точки зрения психологии, кто больше подходит на эту должность мужчина или женщина?

— Абсолютно не имеет значения. В Украине традиционно больше мужчин. Но с каждым годом женщин специалистов такого уровня все больше и больше. По моему мнению, у женщин есть преимущества. Женщинам всегда проще найти контакт с мужчинами, вернее мужчины охотнее общаются с представительницами противоположного пола.

— Как получилось, что Вы сегодня являетесь директором по GR в компании AgroGeneration? Вы получали специальное образование?

— Вся моя профессиональная деятельность была связанна с госорганами в разных конфигурациях. На старте моей трудовой деятельности, при открытии кооператива, я как раз и столкнулся с проблемами законодательного порядка. Эти вопросы нужно было как-то решать, вот собственно и начали готовить законопроекты, объединяться в различные группы и ассоциации. Приобретать первые контакты и опыт общения с депутатами. Со временем заработал бесценный опыт, а это главное. Поскольку, нужно иметь вход в этот круг общения. Ты можешь получить соответствующее образование и быть отличником, но кто-то все равно должен ввести тебя в курс дела и соответствующий круг общения.

502d87714fcf5c754ca3fa470ba1d4bf

— Чем отличаются инструменты работы, механизмы GR в США от Украины?

— В США узаконенный лоббизм — ты платишь деньги и получаешь комплекс услуг. Есть определённые компании, которые имеют лицензию на эту деятельность. Они несут полную ответственность перед заказчиками за свои действия и механизмы, которые используют для достижения тех или иных результатов.

— Возможно ли такая форма сотрудничества в Украине?

— Ну, если разработать и принять соответственные законы – да. Давно уже ходят разговоры о принятии соответственных законов о лоббизме в Украине – это опыт большинства развитых стран. В целом для Украины GR новое направление и оно развивается.

— Какие тенденции развития GR в Украине?

— По моему мнению, есть два пути развития. Первый вариант — это когда отдельная компания лоббирует свои собственные интересы, возможно даже в ущерб других.  Второй вариант действовать через различные объединения, ассоциации, федерации … А соответственно эти группы и состоят из представителей компаний по общим профилям. Фактически это коллективное лоббирование своих интересов.

По материалам: http://brandstory.com.ua/