СЕО крупнейшего интернет-ритейлера одежды и аксессуаров lamoda.ua — о том, чем отличается малый бизнес от крупного, кому из них свойственно создание смыслов и ценностей и прелестях наставничества
Катерина Микула возглавляет проект Lamoda.ua — ведущий онлайн-ритейлер одежды, обуви и аксессуаров — с июля 2015 года. До прихода в проект Катерина успешно развивала свой стартап — крупнейший в Украине скидочный сервис Superdeal.com.ua, который в мае прошлого года присоединил к себе Pokupon.ua. До этого она представляла венчурный фонд e.Ventures в Украине, в котором отвечала за поток сделок и нетворкинг. В интервью она поделилась своим взглядом на менторство и на то, как справляться с новыми вызовами.
— Почему вы заинтересовались участием в конкурсе СЕО4U? Это потребует времени и вложения сил, которых у топ-менеджеров часто нет.
— Как бы банально это ни звучало, но помогая кому-то, ты и сам развиваешься, учишься чему-то новому.
— Был ли уже у вас опыт менторства? Чему он вас научил?
— Да. Был и есть. Мои опыты наставничества научили меня правильному подходу. Ведь никому не нужны твои советы. Самый эффективный метод — подталкивать, а не советовать.
— Чему крупный бизнес может научить малый и средний, и наоборот?
— Малый и средний бизнес могут научить крупный бизнес гибкости и оперативности. Крупным компаниям этого часто не хватает.
— Как вы видите адаптацию методов и моделей, которые используются в крупном бизнесе, для малого и среднего?
— Все существующие модели нужно упрощать, объяснять более простым языком и на простых примерах. Возможно, какие-то элементы нужно даже исключить, а что-то не нужно и вовсе. Нужно смотреть на каждый конкретный случай.
— Какие трудности могут возникнуть в процессе реализации проекта?
— Мне кажется, самое сложное — если человек не хочет пробовать что-то новое, меняться. Тогда движения вперед быть не может.
— Чего вы ожидаете от участия в проекте?
— Действительно создать что-то работающее в ходе проекта, пусть это будет даже новый процесс, который потом даст видимый эффект.
— Каждый ли малый и средний бизнес должен становиться крупным?
— Нет. Ведь только в малом бизнесе можно создать такую ценность для клиентов, которая часто не подвластна крупному.
В больших компаниях все стандартизируется для максимальной эффективности и контроля, в малом же есть некий элемент неожиданности и мануфактурности, который дает дополнительные смыслы.
Да и некоторые рынки ниши слишком малы для крупного бизнеса.
— Может ли МСБ конкурировать с крупным бизнесом? Если да, то в чем?
— Еще как может. МСБ более адаптивен, может быстрее реагировать на изменения рынка и потребительских предпочтений. Также он менее забюрократизированный и быстрее может тестировать и запускать новые продукты. Именно в этом сила малого бизнеса, и здесь он может дать фору крупным неповоротливым корпорациям.
— Нарисуйте портрет «идеального предпринимателя».
— Это должен быть экспериментатор, который любит рисковать и не останавливается на достигнутом.
— Чем, помимо своей экспертизы, вы хотели бы поделиться с участниками?
— В первую очередь — идеями. Мне интересно помочь создать новый процесс, что-то работающее и инновационное.
— Готовы ли вы учредить что-то для того, кто вас поразит?
— Обычно мы такое не практикуем. Но если бизнес менти будет связан с легкой промышленностью, то сможем оказать поддержку.
— Что было самым сложным в вашем предыдущем проекте как для менеджера, а что сложно сейчас?
— Всегда есть новые вызовы. Я не называю такие этапы сложностями. Мне нравится решать такие задачи, в реагировании на них и есть вся прелесть, ведь можно потом созерцать результат с чувством победителя.
— Как вы развиваете бизнес сейчас? В чем «фишка» lamoda?
— Наша «фишка» в том, что это самый крупный универмаг одежды, обуви и аксессуаров, причем онлайн. Мы даем возможность приобрести более 2000 брендов, и только трендовые и новые коллекции.
По материалам: «Дело»