Рино Доменико: Проблемы в компаниях не из-за людей, а из-за не эффективных процессов …

Во времена падающего рынка и увеличения конкуренции – нужны не только более агрессивные и динамичные способы продвижения компании или продукта на рынке, нужно прежде всего изменить способы ведения бизнеса и отстроить более эффективные процессы внутри компании…

«Методология lean Six Sigma призвана предупредить и выявить все недостатки в производственных процессах и за счет этого сократить расходы, улучшить качество и соответственно увеличить прибыль компании», — уверен Рино Доменико, основатель и президент Sterling Business School

Технология Lean 6 Sigma (Лин 6 Сигм) хорошо известна в мире, как практическая методология совершенствования бизнеса. О том, каких результатов можно добиться, используя эти техники и что нужно сделать чтобы построить совершенный бизнес  — в эксклюзивном интервью для BrandStory рассказал  Рино Доменико, человек стоявший у истоков создания и внедрения методологии Lean 6 Sigma как в США так и в Украине.

 

— Рино, если коротко опишите методологию и в чем ее суть?

— Lean 6 Sigma это объединение двух методологий: Lean –  фокусируется на уменьшении потерь и 6 Sigma  — на улучшении качества, недопущении брака. Метод разработан в корпорации Motorola в 1980-е годы. Получил широкую популярность в середине 1990-х после внедрения его как ключевой стратегии Джеком Уэлчем в корпорации General Electric. В то время американский рынок начала активно завоёвывать японская продукция, причем это затронуло как машиностроительную отрасль так и бытовую.  Необходимо было находить новые пути и возможности для сокращения стоимости продукта, и при этом выпускать продукт высокого качества.

«Философия системы  заключается в  усовершенствовании процессов».

Я всегда говорю, что любые проблемы, которые у нас есть —  они заключаются не в людях, они —  в процессе. И это могут быть совершенно разные проблемы… Например, очень многие компании имеют проблемы с хищением как мелкого так и крупного масштаба.  Они происходят по двум причинам: потому что процесс построен таким образом, что как говорится «грех не украсть»;  или люди которые участвуют в этом процессе  — вознаграждаются за работу мало и у них нет другого выбора. Поэтому нужно разработать процессы, в которых у людей не будет – ни такой возможности, ни необходимости. Параллельно с этим создавать инфраструктуру чтобы они не хотели этого делать. В данной ситуации – мы можем помочь. Но есть и другие проблемы с которыми к нам обращаются… Например, к нам обратились также с проблемой, что сотрудники пьют на рабочих местах. Это не проект Lean 6 Sigma… Это пример неправильного мышления… Если такое происходит в Америке – с сотрудниками проводят разъяснительную работу и, если это не подействуют – их увольняют. Это не подход 6 Sigma  — это проблема менеджмента.

— Хорошо, какие проблемы призвана решать методология Lean 6 Sigma…

— Например, чрезмерные складские запасы; бракованная продукция; сокращение потерь, которые у компании есть в процессе работы … Потери – это все то, что не добавляет нашему конечному продукту дополнительной Ценности, «лишние движения». Другими словами – это всё то, за что Вам не готов платить Ваш Клиент…

Например, у нас был проведен очень удачный проект по реорганизации склада…  В процессе этого проекта была полностью поменяна структура слада, уменьшены затраты на хранение, транспортировку и устранение внутренних повреждений. Мы можем помочь всем компания у которых есть Процессы. А любой бизнес – это процесс, прежде всего, процесс преобразования входов в выходы… Так что процессы, по определению, есть везде! Одним из наших первых клиентов, например, была авиакомпания, эта методология им очень полезна. Например, как вы считаете какой процент брака будет приемлем для Вас при авиаперелётах … Вот…вот … 0% (улыбается ред.)

— Если говорить о логистике и доставке — напрашивается вопрос про улучшение качества работы УкрПочты …

— Да, мы часто пользуемся услугами этой компании и у нас тоже «чешутся руки» … Мы ведем переговоры с этой организацией и уже не раз встречались с ними, но пока безрезультатно… В целом в украинских компаниях – понимание того, что качество продукта и прибыль компании прежде всего зависят от процессов – приходит очень медленно. Когда в Украине будет более высокая конкуренция, а люди будут более требовательны – компании начнут уделять больше внимание усовершенствованию…

— Насколько приемлема оказалась американская методология для украинских компаний или приходилось ее адаптировать под национальные особенности? 

Никаких серьезных изменений в систему имплементации методологии внедрять не приходилось.

Однако, в Украине есть проблемы которых нет в США и это нужно учитывать при планировании и расчетах, особенно если это процессы, связанные с логистикой.

Например, вы производитель, который напрямую отгружает свою продукцию клиенту … Одна из важных составляющих системы 6 Sigma  — система «Точно в срок», которая заключается в том, что клиент получает то, что ему нужно, тогда когда ему нужно, и в необходимом количестве. Клиент не желает хранить запасы. Когда мы говорим о восточной Украине, где грузовик не может ехать больше чем 15 км в час и даже меньше (из-за качества дорог) —  мы начинаем производить расчеты по нашей системе, но используем другие данные и другие подходы понимая реальную ситуацию. И это приводит к тому, что нам нужно или увеличить количество запасов или увеличить время . Но инструменты принимаются одинаковые.

 — На какой стадии развитии компании необходимо внедрять систему 6 Sigma?

— Есть две основные причины по которым люди начинают внедрять 6 Sigma.

Первая – компания в кризисе и нужно что-то делать чтобы вылезти из «дыры» или, когда конкуренты съедают вас живьем. Вторая – когда компания хочет улучшить качество своей продукции и быть всегда в ТОП.

Если мы говорим о большом бизнесе, в Украине, который в основном держится на связях — понятие прибыли или потерь – относительны. Но сейчас, люди хоть и медленно, но вынуждены приобретать реалистический взгляд на бизнес. Если вы хотите иметь бизнес и развиваться по рыночным законам, если вы хотите производить качественный продукт при минимальных затратах – вам нужно понимать, как работает эта методология и использовать ее.

Я могу вам привести очень интересный пример, но без названия компании…   Одна очень известная монопольная компания в Украине пригласила нас провести тренинги для среднего звена… Им очень понравился курс. Но они сказали: «Рино —  тренинг классный, но в настоящий момент у нас столько денег, что, если у нас есть какая-то проблема, дыра, мы просто ее замазываем деньгами. А вот это вот сидеть высчитывать — это не для нас». Но сейчас, когда в Украине не всё так гладко —  у них серьезные проблемы …

— Когда в той компании возникли проблемы — они обратились к вам?

— Уже слишком поздно … Они потеряли четверть рынка —  сотни млн долларов …  и вернуть былую мощь было невозможно.

— Ну, это «бизнес по-украински» …  Кстати, так сложилось, что в большинстве случаев в Украине руководитель и владелец компании – это одно лицо. И это накладывает определенный отпечаток на процессы в компании.

— С этой точки зрения есть сопротивление и это большая проблема в Украине даже с теми компаниями с которыми нам пришлось работать и которые понимали, что нужны перемены и хотели этих изменений… Многие владельцы не могут выпустить контроль из своих рук. А 6 Sigma будет работать лишь тогда, когда у ваших сотрудников будет определённая доля контроля и ответственности.  Конечно они будут совершать ошибки и не каждый проект будет успешным. Нужно пройти и через этот этап обучения… и этот процесс постоянный.  Очень сложно владельцу или генеральному директору выпустить часть контроля, к которому он привык за все эти годы. Но как я люблю говорить, если вы хотите, чтобы все было сделано точно так как Вы хотите – нужно всё делать самому.

Жена президента Рузвельта Элеонора говорила: «Учитесь на ошибках других потому, что ваша жизнь коротка, чтобы совершить их все самостоятельно».

Людям нужно дать какую-то часть свободы чтобы они могли проявить свою инициативность и креативность, и даже совершить ошибки.  При этом нужно помнить, что инициатива – должна вознаграждаться, а не наказываться. Очень часто инициатива – наказуема.

— Чем специфика американских компаний отличается от, скажем, прогрессивных украинских компаний, которые внедрили  Lean 6 Sigma ?

—  Огромная разница. Украинский бизнес – был сформирован в конце 90 –х достаточно уникальным способом.  Успех многих компаний не всегда был связан с высоким уровнем качества продукции или ситуацией на рынке. Но время изменилось и нужны другие подходы. В большинстве случаев они понимают, что им нужно что-то менять, но они не могут отказаться от своих старых проверенных инструментов. Тогда энергоресурсы и рабочая сила — были дешевыми… И это было главным конкурентным преимуществом Украины. Но сегодня энергия — не такая уж дешевая, и стандарты качества — возросли и нужно искать другие способы.

Я надеялся, что желание сконцентрироваться на качестве в украинских компаниях проснётся немножко раньше.  Но хоть и позже оно просыпается уже сегодня — и это радует.

Нужно помнить, что двери в ЕС открывайся в обе стороны — мы получаем доступ на их рынок, а они на наш. И украинским компаниям нужно будет более жестко держать конкуренцию…

— Можете объяснить принцип работы данной методологии?

—  Есть три основных уровня обучения: «зеленый пояс» — направленный на обучение руководителей среднего звена, это так называемые «рабочие лошадки» внедрения методологии, на них всё держится; «желтый» и «белый» пояса – вспомогательные, для узких специалистов и экспертов, которые будут принимать участие в проектах; и «черный пояс» — он самый сложный, для тех, кто будет руководить этим процессом на уровне всей компании. После того как человек прошел обучение и сдал экзамены на «зеленый пояс» —  он должен внедрить несколько проектов по оптимизации процессов в своей компании пользуясь полученными знаниями и инструментами. Желательно, чтобы руководство помогло «зеленым поясам» выбрать нужные и приоритетные для компании процессы.

Первый инструмент 6 Sigma  – это изменение мышления. И это не цель, это способ получения большей прибыли и уменьшение затрат.

Самый главный ключ эффективности методологии – внедрение и применение методологии на постоянной основе. Если обучение произошло, а потом люди повесили сертификат на стенку, сложили книги на полку и не проработали проекты – ничего не произойдет.

С другой стороны, Рим был построен ни за один день – поэтому на все нужно время. Вот, например, работаем мы с компаний, они прошли обучении. Через пару месяцев они находятся в разочаровании – не видят результатов, но продолжают работать.  И спустя год они нам звонят и просят обучить еще одну группу потому, что увидели хорошие результаты, это и есть естественный процесс работы над совершенствованием.

 — Сколько студентов всего было выпущено вашей школой за все время?

— «Желтых» и «белых» поясов – порядка 5 000 человек, «зелёных» –  более 500 человек. «Черных»  – порядка 10, почему? Потому что это очень сложный процесс. «Черным поясам» нужно обучится сначала «зеленому поясу» и внедрить как минимум два успешных и крупных проекта! Таких людей, которые прошли обучение и начали работать много, но внедрить масштабный проект – удается не всем …

Я считаю, что самый важный – «зеленый» … Именно он позволяет внести необходимые изменения в компании и улучить рабочие процессы.  

Нужно не бояться выходить из зоны комфорта и решаться на изменения, тогда вас однозначно ожидает успех и новый всплеск в развитии.

 

Беседовала:  Ирина Наконечная

 

Для справки:

Методология Lean Six Sigma появилась в результате объединения методов Бережливого производства (Lean), основой которого является сокращение потерь и ускорение процессов, и 6 сигм (Six Sigma), основой которого является улучшение качества и повышение удовлетворенности клиентов.