Древнеегипетский политический брендинг. Или начало начал.

В современной политической науке практически никто не занимается политическим брендингом эпохи Древнего Египта, но и историков таких нелегко отыскать. Между тем, это одна из самых интереснейших тем для политического анализа. Ведь практика древнеегипетской символики предшествовала современному расцвету коммерческого и политического брендинга.

maxresdefault

 

Отмечу сразу, что появление и развитие политического бренда Древнего Египта связано с тремя основными факторами.

Это институт власти фараона, египетская религия и региональная символика. 

Изначально институт власти фараона предполагал существование простого и понятного бренда — «кольца Шена» — иероглифа, обозначающего вечность. 

Иными словами, фараон претендовал на вечную власть.

«Кольцо Шена» часто изображают на настенных картинах с божественными животными.

egypte_louvre_091_aigle

Однако часто эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют «картуш».  

Слово не древнеегипетское и происходит от франц. cartouche — украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись.

Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

novyj-1

Напомню, французскому исследователю Жану Франсуа Шампольону удалось прочитать обведённые картушем иероглифы, обозначавшие имена «Птолемей» и «Клеопатра».

Часто египетские фараоны, желая подчеркнуть свою власть, помещали свой бренд — картуш на архитектурные сооружения и храмы, к примеру, Тутмос III, Рамзес II. Иногда фараон стирал картуш своего предшественника и заменял его своим.

8-5-rokoko

 

К слову, собственные политические бренды имелись и у египетских регионов. Так, свою символику соблюдали в Верхнем и Нижнем Египте.

Известен «Сесен» — цветок лотоса — политический символ Верхнего Египта. 

Это знак солнца, Нила, творчества и возрождения.

Дело в том, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация.
Древнейший миф гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце. Лотос служил троном для верховных божеств и поэтому нередко символизировал высшую власть. Даже в египетской архитектуре появился «лотусовидный» тип капителей колонн. Нередко встречается и другой символ — верхнегипетская богиня Небхет изображалась коршуном. Иногда её изображали в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта.

slide_7

 

Папирус же стал политическим символом другого региона — Нижнего Египта. «Уто» — дословно «Папирусоцветная» — нижнеегипетская богиня-кобра.

Правда, центральную элиту постоянно беспокоил вопрос сепаратизма территорий. Поэтому в политическом брендинге Древнего Египта стали популярными «объединяющие символы». Отсюда даже корона фараона была составной — из символов Верхнего и Нижнего Египта. Не случайно политико-религиозные символы Верхнего Египта — Уто (кобра) и Нижнего Египта — Небхет (коршун) изображались вместе на короне фараона.

Другой «объединяющий символ» — это «Крылатый солнечный диск».

По древнеегипетскому мифу именно такую форму принял Гор  во время битвы со злым богом Сетом. Обратите внимание — по обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Кроме того, вся композиция символизирует защиту, мировое и политическое равновесие. Такой знак часто изображался над входом в гробницу фараона. Диск в центре символизировал Гора, крылья – оберегающую его Изиду, а змеи – Нижний и Верхний Египет.

 

maat

 

Как видно, политический брендинг использовался уже давным-давно древними египтянами. Причём, колорит, разнообразие и практичность политических брендов поистине завораживает исследователя.

 

Источники:

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока.
2. www.ankxara.com

 

По материалам:  pioss.net