На картинке ниже, изображено хорошее объяснение того, чем, с позиции маркетинга, предприниматель отличается от бизнесмена. В общем дело даже не в том, что, скажем, в США бизнесмен и предприниматель – это разные вещи люди. К примеру, там существует несколько распространённых форм ведения бизнеса:
- Предприниматель (sole proprietorship)
- Партнёр в партнерстве (это такая форма, известная нам по адвокатскому бизнесу: «Пупкин & Смит»)
- Бизнесмен – это в компании с ограниченной ответственностью.
Так что, это только у нас: что ни торгаш, то менеджер, что ли мелкий жулик – бизнесмен. Но дело, как сказал, не в этом. С точки зрения маркетолога, давно работающего наемным, вижу и понимаю большое отличие предпринимателя и бизнесмена, по их очень разному отношению к делу, деньгам, рынку и подчиненным. При чем, размер компании и ее рыночное значение, капитализация и прочие размеры – не определяют то, чем эта компания выглядит: «частным предпринимательством» или «бизнесом»

Картинка замечательная и текст ниже уже можно не читать, но тем, кому слова важнее – на фоне этой картинки очень удобно поёрничать об отличии бизнеса от предпринимательства, с позиции маркетолога:
Деньги и дело
- Бизнес – это возможности. Реализация своих экономических возможностей от размещения (вложения) денег.
- Предпринимательство – это способности. Реализация собственной способности удовлетворить некую рыночную потребность.
- Бизнес – это обеспечение движения денег.
- Предпринимательство – это обеспечение движения дела.
- В «чистом» адамо-смитовском бизнесе конъюнктурно все, кроме денег.
- В предпринимательстве, коьюнктурно все, кроме своей способности.
Своё и чужое
- Бизнес любит чужое. (чужие деньги, чужой опыт, чужие возможности). Не факт, что за советы и опыт платит, но слушает внимательно и ищет новые возможности.
- Предпринимательство любит своё. Ревностно относится к тому, чем они занимаются и болезненно относятся ко всему из вне: советам, мнениям, чужому опыту, людям из вне — особенно.
Динамизм и стабильность
- Бизнес – это поиск и лавирование;
- Предпринимательство – это модель, понятная и устоявшаяся, лишь улучшаемая и адаптируемая.
- Бизнес – это когда ты – менеджер и инвестор;
- Предпринимательство, когда ты – владелец (актива, метода, патента, схемы, точки продаж) и экономист (эконом).
- Бизнес – это когда доходы от рисков и вложений;
- Предпринимательство – это когда доходы от стабильности и компетентности.
Кадры
- Бизнес – коллективное мышление, даже у единоличного принятия решения, подготовка решения – коллектитвная, часто и отвественность — коллективная
- Предпринимательство – единоличное мышление, ведь кто, как не предпринимающий решение, его готовит и за него отвечает.
- Бизнес – это силами, умом и талантами наёмных;
- Предпринимательство – это наёмные есть, но они всегда хуже делают (знают, понимают, предпринимают) всё, что мог бы делать ты сам.
Личное
- Бизнес – это только бизнес, ничего личного;
- Предпринимательство – это много личного, а… ну еще и бизнес.
Маркетинг
- Маркетинг бизнеса – маркетинг возможности и перспектив;
- Маркетинг предпринимательства – маркетинг конкуренции и защиты своего актива
- Рынок бизнеса – это то, чего нужно завоевать
- Рынок предпринимательства – это то, что нужно сберечь и удержать.
- Маркетинговый бюджет бизнеса – P&L, KPI, ROI, LTV, «cost-per-хрень»;
- Маркетинговый бюджет предпринимателя – «сокращай в два раза», «а можешь это сам сделать?», «через неделю заплатим, пока же нам надо поточную линию купить»